RSS

Огонёк, 13.07.2015. Многоквартирный вопрос: кто заплатит за капитальный ремонт?

13.07.2015
С июля жители многоквартирных домов по всей России будут получать квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом нового платежа — на капитальный ремонт. Почему он уже стал бременем для собственников жилья, а для чиновников — головной болью, разбирался "Огонек"

Материалы подготовила Мария Портнягина

Фото Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
По данным Минстроя, в капремонте сегодня нуждается почти половина из 2 млн 250 тысяч многоквартирных домов (МКД). Это не значит, что всем им в пожарном порядке требуются комплексные ремонтные работы. Меж тем в большей части из них надо починить крышу, или заменить лифт, или обновить коммуникации. Доля ветхого (при износе более 60 процентов все еще подлежит ремонту) и аварийного (непригодно для жизни) жилья составляет около 3 процентов от общей площади жилищного фонда в РФ. Однако в абсолютных показателях — это свыше 11 млн квадратных метров жилых помещений, требующих реконструкции. На все это нужны деньги.

— При решении проблемы капремонта жилья Россия следует по пути бывших соцстран из Восточной Европы, Прибалтики, где содержание дома — обязанность собственников,— объясняет Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города.— Но там другой менталитет, жители понимают, что они в ответе за домовое имущество. У нас по-прежнему большинство рассчитывает на государство. Новая система финансирования капремонта МКД, по идее, должна изменить ситуацию.

Впрочем, система относительно новая. Дело в том, что в России расходы на капремонт пытались переложить на собственников жилья еще в 2005 году. В Жилищном кодексе появилась соответствующая поправка. Но в документе не оговаривалось, как именно будет взиматься платеж. В 2012-м новая поправка ввела минимальный ежемесячный взнос. На выбор жильцам предоставили два способа накопления средств на ремонт. Общее собрание собственников жилья решает: либо открыть спецсчет для своего дома, либо направить взносы в фонд регионального оператора (создается что-то вроде "общего котла", откуда средства распределяются на капремонт нуждающихся в нем МКД). Размер взноса каждый субъект РФ определял сам.

Региональные программы капремонта, рассчитанные на 25-30 лет, массово начали действовать с 2014 года. Москва оказалась последним бастионом. В столице, где выше уровень доходов населения, дороже недвижимость и ремонтные работы, установлен наибольший в стране минимальный взнос — 15 рублей за квадратный метр в месяц. Так что владелец типовой двушки в 55 квадратных метров обязан ежемесячно платить 825 рублей (плюс к квартплате). При среднем по стране размере взноса в 6 рублей при тех же условиях выходит 330 рублей в месяц. Однако у столичных властей есть лазейка, чтобы успокоить взволнованных граждан: в Москве самый низкий порог для получения субсидий на оплату ЖКУ — если сумма платежа превышает 10 процентов от дохода семьи (в среднем по России — 20 процентов), он действует и в отношении взносов на капремонт.

Нововведение затрагивает большую часть россиян: по Росстату, 2/3 населения живут в многоквартирных домах. Многое для них по-прежнему непонятно: как оценивалось состояние МКД и выстраивалась их очередь на капремонт, как будет контролироваться качество ремонта? Впрочем, на первом месте, конечно, денежные вопросы: как рассчитывался минимальный взнос, кто отвечает за собранные деньги?

Соцопросы показывают: россияне готовы смириться с новым платежом, но хотели бы платить постфактум — за уже оказанную услугу. "Идею капремонта в кредит поддерживает почти половина жителей МКД — 47 процентов",— говорит директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов. Однако пилотный проект, запущенный Минстроем в 2014-м в 9 регионах, выявил, что банки, опасаясь невыплат, не спешат выдавать собственникам жилья деньги на капремонт. А те, в свою очередь, не согласны на грабительские проценты по кредитам.

В итоге люди просто не платят взносы. По официальной статистике, недосборы за ЖКУ составляют 6 процентов. А взносы на капремонт, согласно опросу НАФИ, не платит 21 процент жителей МКД: 6 процентов потому, что не являются собственниками жилья, 5 процентов говорят, что не получают квитанцию, у 2 процентов льготы и 8 процентов из принципа. Но даже если все заплатят, этих денег не хватит на запланированные работы.

— Чтобы обеспечить финансирование капремонта на деньги жильцов, минимальный взнос должен быть 25-30 рублей за квадратный метр,— утверждает Ирина Генцлер.— Размер взноса умышленно снизили, чтобы его смогли заплатить все. Естественно, возникает вопрос: откуда брать недостающие средства, чтобы провести ремонт в полном объеме? В бюджетах денег на это нет.

Программа капремонта буксует, и это видно по новостям из регионов. В Башкирии спорят из-за тендеров на ремонт МКД. В Нижегородской области собрали лишь половину взносов, и большую часть ремонтных работ перенесли на следующий год. В Саратове облдума решает, не исключить ли ветхое жилье из программы капремонта... Региональные власти все чаще говорят о неминуемом повышении минимального взноса. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, в 2016 году размер взноса поднимут в Белгородской области с 5,9 рубля за квадратный метр до 6,7, в Мордовии — с 6,83 до 7,68, в Московской области — с 7,3 до 7,8. И далее по списку...


Плата за общее. Экспертиза

Сергей Смирнов, доктор экономических наук

То, что собственники жилья должны платить за содержание общедомового имущества — крыши, фасада, подъезда, лифта,— в принципе, разумно. Так действует рыночная экономика. Но у нас все по-своему. В 1990-е годы люди приватизировали квартиры, и почему-то сложилось представление, что одно дело — личная жилплощадь, другое — лестничная клетка: за нее пусть отвечает государство. Поэтому переход к новой системе финансирования капремонта домов на деньги жильцов — это правильный шаг. Но момент для него выбран крайне неудачный. Стартовать надо было на пике нефтяного бума, когда доходы населения росли. А сейчас, когда доходы, наоборот, снижаются из-за кризиса, россияне болезненно воспринимают введение нового платежа. И включение его в единую квитанцию с платой за жилищно-коммунальные услуги — это очевидная уловка. Ведь таким образом можно с большей вероятностью обеспечить оплату взноса за капремонт.

При этом людям непонятна судьба их же денег. Слишком много возможностей для недобросовестных манипуляций. С одной стороны, вариант с региональным оператором выгоден тем, кому ремонт потребуется в скором времени, его жильцы просто не в состоянии собрать нужную сумму. С другой — именно этот вариант допускает коррупцию. Например, при решении вопроса о начале ремонтных работ, при установлении очередности на капремонт. Не исключены и сговоры нечистых на руку руководителей региональных операторов с подрядными организациями.

Между тем предусмотрен другой вариант накопления средств на ремонтные работы — спецсчет. Тут у жильцов, казалось бы, больше ясности в отношении собственных взносов: они пойдут напрямую на ремонт их дома. Однако этот вариант оказался заметно менее популярен. Причина — социальная инертность. Людей пугают организационные сложности. Ведь чтобы выбрать спецсчет, надо было провести общее собрание жильцов, на котором за его создание должны были проголосовать две трети всех собственников жилья. А затем нужно еще наладить общественный контроль над их расходованием. История вновь показывает: в России дефицит инициативных граждан.

Хотя для собственников элитного жилья, например, предпочтительнее вариант со спецсчетом. Они понимают: в стране немало домов, у которых износ 80 и даже 90 процентов, которые не признаны аварийными. И в случае с "общим котлом" такие дома оттянут на себя существенную долю собранных средств. Или при усредненном подходе, как в Москве, где минимальный взнос в 15 рублей за квадратный метр установлен для всех типов домов, но они могут требовать абсолютно разных вложений: какой-то дом можно "вылечить" за миллион рублей, а другому и 10 млн будет мало. Считать программу капремонта эффективной можно будет не раньше, чем граждане увидят конкретную пользу от своих взносов в виде качественно отремонтированных домов.

Разделили по домам. Цифры

В 15 раз отличается по России размер минимального ежемесячного взноса на капремонт в многоквартирном доме (МКД)


Разделили по домам. ЦифрыВ 15 раз отличается по России размер минимального ежемесячного взноса на капремонт в многоквартирном доме (МКД)



Под худой крышей. Опрос

Большинство россиян не удовлетворено состоянием своих жилых домов. Треть уверена: им требуется срочный капитальный ремонт

Разделили по домам. ЦифрыВ 15 раз отличается по России размер минимального ежемесячного взноса на капремонт в многоквартирном доме (МКД)


Брифинг

Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ РФ

Четыре региона — Волгоградская область, Кировская область, Еврейская АО, Чукотский АО — еще в 2014 году получили финансовую поддержку за счет фонда ЖКХ, но до сих пор работы по капремонту многоквартирных домов не начались. Отдельный вопрос по ряду субъектов вызывает низкая доля собираемости взносов на капремонт (в некоторых регионах она не превышает 10 процентов). Это говорит о том, что людям не разъясняют на местах, почему и за что они должны платить. В 21 регионе некорректно или вообще не размещена в Сети информация о реализации программ капремонта.

Источник: "Коммерсантъ"


Сергей Степашин, глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ

Сейчас при переселении из аварийного жилья и капремонте деньги выделяются из бюджета. Минстрой определил норму — 30 тысяч рублей за квадратный метр. И не более. Но поверьте мне, за такие крохотные деньги мы никогда не построим "умный" энергосберегающий дом. Вот и появляется "новое аварийное жилье" (как назвал это президент РФ Владимир Путин)... Если мы не изменим законодательство, записав в нем, что принимать дом нужно с полным циклом, а не только в квадратных метрах, вопрос не решим.

Источник: "Свободная пресса"


Артур Кескинов, глава Фонда капитального ремонта города Москвы

Состояние жилых домов в Москве не критическое, как во многих городах России, но в настоящее время в столице около 22 процентов инженерных систем домов требуют капремонта. Если вовремя не провести капитальные работы, уже к 2024 году эта цифра может возрасти до 45 процентов, а это означает серьезные проблемы, вплоть до перебоев в отоплении и водоснабжении. Бюджетных денег не хватит, чтобы ликвидировать накопившийся недоремонт.

Источник: "Профиль"


Огонёк

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати